Пожарные ручные лестницы: предмет последнего шанса

Сегодня предлагаем статью на тему: Пожарные ручные лестницы: предмет последнего шанса с комментариями от наших мастеров. Мы постарались полностью осветить тему и подошли к вопросу со всех сторон. Надеемся, что статья будет полезна для вас. Все вопросы можно задать в комментариях после статьи.

Пожарные лестницы предназначены для подъема в верхние этажи зданий при спасательных работах и тушении пожаров, когда стационарные лестницы, другие устройства и пути использовать невозможно. Ручные лестницы приводят в действие вручную без применения источников механической энергии.

Существуют три типа ручных пожарных лестниц: лестница-палка, лестница-штурмовка и выдвижная. Изготовляют их из дерева, алюминиевого проката. Лестницы просты по конст­рукции, удобны в работе. Они входят в комплект оборудования пожарных автомобилей, которые доставляют их к месту пожара.

Лестница-палка. Она предназначена для подъема пожарных на первый этаж через оконные проемы зданий и сооружений и для использования в качестве тарана при вскрытии дверей. Лестницу-палку вследствие ее сравнительно малой высоты применяют преи­мущественно внутри помещений, в развернутом виде — как пристав­ную. Она может также использоваться в качестве носилок.

Техническая характеристика лестницы-палки

Конструкция …………. . …… продольно-складная

Длина лестницы, мм:

сложенной ……… ……. 3400

развернутой ……………. . 3116

Сечение сложенной лестницы, мм ………… 105X68

Расстояние между тетивами, мм ………. . 250

Шаг между ступенями, мм …………. 340

Масса, кг, не более ……………. 10 5

Лестница состоит из двух деревянных тетив овального сече­ния и восьми ступеней, шарнирно соединенных с тетивами. На од­ном конце каждой тетивы имеется наделка, за которую убирают конец другой тетивы при складывании лестницы. Ступени лест­ницы убираются в косые пазы тетивы. Шарнир, соединяющий сту­пень с тетивой, представляет собой железную втулку, плотно встав­ленную в конец ступени. Через ступень и тело тетивы пропущена ось шарнира, Которая снаружи тетивы расклепана с образова­нием полукруглых головок. Под головки подложены шайбы. Таким образом, в сложенном состоянии лестница представляет собой палку с закругленными и окованными концами, что дает возмож­ность использовать ее на пожарах для отбивания штукатурки и выполнения других подобных работ.

В процессе эксплуатации, не реже 1 раза в год, лестницу подвергают испытанию на прочность. При испытании лестницу-палку ставят к стене под углом 75°, к середине тетив закрепляют груз массой 120 кг/к одной ступени (в средней части лестницы) подвешивают такой же груз и оставляют на 2 мин. После снятия нагрузки лестница-палка не должна иметь никаких деформаций и должна легко и плотно складываться.

Лестница-штурмовка. Она предназначена для подъема пожарных на этажи зданий через окна1, балконы, проемы, а также для работы на крутых крышах при вскрытии кровли. Кроме того, это один из спортивных снарядов в пожарно-прикладном спорте.

Техническая характеристика лестницы-штурмовки

Лестница-штурмовка состоит из двух тетив, соединенных 13 сту­пенями, и стального крюка. Крюк закрепляется при помощи спе­циальных металлических коробок на 10—12-й ступенях. На нижней стороне крюка имеются зубья для надежного зацепления за подо­конник. Вдоль крюка и двух сторон имеются ребра жесткости. Под 1-й, 7-й и 12-й ступенями пропущены металлические стяжки. По внут­ренней стороне каждой тетивы в пазах проложены стальные тросы, которые охватывают верхнюю ступень со стяжкой. Внизу концы закреплены болтами. Тросы предназначены для предупреждения несчастных случаев при поломке тетивы. Нижние и верхние концы тетив имеют стальную окову.

Техническая характеристика выдвижной лестницы Л-60

Конструкция …….. . ……… одноколей­ная

Длина, мм ………………. 4100

Ширина, мм ……………… 300

Вылет крюка, мм …………….. 650

Расстояние между тетивами, мм ……….. 250

Шаг между ступенями, мм …………. 340

Масса кг, не более ……………. 10

Лестницы-штурмовки не реже 1 раза в полгода испытывают:

а) на прочность крюка и тетив. Для этого лестницу свобод­но подвешивают на большой концевой зуб крюка и к обеим тети­вам на высоте 2-й ступени подвешивают груз массой 160 кг;
б) на прочность ступеней и мест соединения их с тетивами. Для этого лестницу подвешивают на 2—3 зуба, расположенных ближе к тетиве. К ступеньке, не имеющей металлического креп­ления, подвешивают груз массой 200 кг.

Испытания на прочность продолжаются не менее 2 мин. После испытания лестница не должна иметь трещин и остаточных де­формаций крюка.

Выдвижная лестница. Она предназначена для подъема пожар­ных в окно третьего этажа или на крышу двухэтажного здания для спасания людей или доставки противопожарного оборудования.

Техническая характеристика выдвижной лестницы 3-КЛ

Выдвижная лестница 3-КЛ состоит из трех деревянных колен, механизмов выдвигания, сдвигания и останрва. Каждое колено представляет собой раму, состоящую из двух продольных тетив и 12 ступеней, вделанных в тедивы на сквозных шипах. Тетивы каж­дого колена стянуты тремя металлическими стяжками под 1, 6, 12-й ступенями. Колена соединены между собой металлическими скобами (по две пары скоб на стык каждой пары колен) и шипами 2 и 3-го колен, скользящими соответственно по продольным внут­ренним пазам 1 и 2-го колен. Нижние концы тетив 1-го колена снабжены башмаками, верхние концы 3-го колена — стенными упорами. Башмаки и упоры предотвращают перемещение лестницы.

Читайте так же:  Покрытие для ступеней лестницы на улице

Механизм выдвигания (сдвигания) лестницы представляет собой канатно-блочное устройство, состоящее из троса, цепи, трех блоков в обоймах и двух кронштейнов с ушками для крепления концов троса. Для ограничения выдвигания на среднем колене установле­ны упорные планки. Среднее колено выдвигается при помощи цепи, а верхнее — при помощи стального троса. Для выдвигания и фиксирования выдвинутой лестницы на той или иной высоте служит механизм останова, состоящий из валика с рычагом, двух посадочных планок (остановов) и двух угольников, смонтированных внизу второго колена.

Деревянные лестницы 3-КЛ сейчас заменяются металлическими трехколенными выдвижными лестницами Л-60.

Конструкция ………………. выдвижная, трехколен­ная

Длина лестницы, мм:

сложенной …………. ….. 4395

развернутой …………….. 10695

Ширина, мм ………….. ….. 485

Высота одного колена, мм .183

Расстояние между тетивами верхнего колена,

мм …. 280

Шаг между ступенями,

мм ………… 350

Длина колен, мм:

нижнего ………………. 4280

среднего ……………… 4275

верхнего ……………… 4285

Масса, кг, не более . ….. ………. 58

Выдвижная лестница 3-КЛ состоит из трех деревянных колен, механизмов выдвигания, сдвигания и останрва. Каждое колено представляет собой раму, состоящую из двух продольных тетив и 12 ступеней, вделанных в тедивы на сквозных шипах. Тетивы каж­дого колена стянуты тремя металлическими стяжками под 1, 6, 12-й ступенями. Колена соединены между собой металлическими скобами (по две пары скоб на стык каждой пары колен) и шипами 2 и 3-го колен, скользящими соответственно по продольным внут­ренним пазам 1 и 2-го колен. Нижние концы тетив 1-го колена снабжены башмаками, верхние концы 3-го колена — стенными упорами. Башмаки и упоры предотвращают перемещение лестницы.

Механизм выдвигания (сдвигания) лестницы представляет собой канатно-блочное устройство, состоящее из троса, цепи, трех блоков в обоймах и двух кронштейнов с ушками для крепления концов троса. Для ограничения выдвигания на среднем колене установле­ны упорные планки. Среднее колено выдвигается при помощи цепи, а верхнее — при помощи стального троса. Для выдвигания и фиксирования выдвинутой лестницы на той или иной высоте служит механизм останова, состоящий из валика с рычагом, двух посадочных планок (остановов) и двух угольников, смонтированных внизу второго колена.

Деревянные лестницы 3-КЛ сейчас заменяются металлическими трехколенными выдвижными лестницами Л-60.

Техническая характеристика выдвижной лестницы Л-60

Конструкция ……………… металличес­кая, выдвиж­ная, трехко­ленная

Длина лестницы, мм:

сложенной …………….. . 4380

развернутой ……………. 10700

Высота пакета колен, мм ………….. 202

Шаг между ступенями, мм …………. 350

Длина колен, мм:

нижнего ……… ……… 4240

среднего ….. . …… …… 4010

верхнего ………………. 4110

Материал тетив и ступеней . . . ………. алюминие­вый сплав

Масса, кг, не более . ………….. 48

Выдвижная лестница Л-60 состоит из трех выдвигающихся ме­таллических колен, изготовленных из однотипных профилей и деталей, механизма выдвигания и сдвигания колен и механизма останова. Колена представляют собой форму, состоящую из двух балок (тетив) специального сечения, соединенных между собой рифлеными трубами (ступенями). Нижнее и среднее колена имеют по 12 ступеней, которые заделаны в отверстиях тетивы разваль­цовкой. Третье колено имеет 11 ступеней.

Трехколенные выдвижные лестницы испытывают на прочность тетив и ступеней 1 раз в 6 мес. следующим образом. Лестницу выдвигают на полную длину и устанавливают к стене под углом 75°. В середине каждого колена на обе тетивы подвешивают груз массой до 100 кг, затем на второе колено подвешивают посередине на обе тетивы груз массой 200 кг. Прочность ступеней и мест крепления их с тетивами испытывают, подвешивая .груз мас­сой 200 кг, приложенный в середине не усиленной ступеньки ниж­него колена. Продолжительность испытания составляет не менее 2 мин. После испытания лестница не должна иметь повреждений, колена лестницы должны выдвигаться и опускаться без заеданий.

Правила эксплуатации лестниц и меры безопасности при работе с ними. Запрещается эксплуатировать неисправные лестницы или не отвечающие условиям безопасности работы с ними. На пожар­ных автомобилях лестницы должны быть уложены плотно и на­дежно закреплены. При снятии с машины лестница не должна тереться о твердые (металлические) части кронштейна и подвер­гаться ударам.

Читайте так же:  Бетонные ступени для лестниц

При ежедневном осмотре, при смене караулов проверяют:

лестницы-палки — состояние тетив, наличие шурупов, плотность прилегания наконечников, наделок и планок-башмаков, оковок кон­цов ступеней, плавность хода осей во втулках, отсутствие люфта;

лестницы-штурмовки — состояние тетив, качество запрессовки тросиков в пазы тетив, состояние крепления стяжек и башмаков, ступеней и крюка;

выдвижные лестницы — состояние колен, крепления, механизма выдвижения, останова и качество графитной смазки в пазах.

При установке выдвижных лестниц необходимо следить за тем, чтобы башмаки были поставлены на расстоянии 1,5—2 м от стены. Этому расстоянию соответствует рабочий угол наклона 75—80°.

При выдвигании трехколенной лестницы необходимо:

держать ее за тетивы первого колена, при этом пальцы рук не должны касаться внутренней стороны тетив;

выдвигать ее равномерно, без рывков и не допускать накру­чивание цепи на руку;

следить за устойчивым положением лестницы. Она должна находиться в равновесии, т. е. не должна иметь боковых наклонов.

Подъем и спуск по выдвижной лестнице допускаются, если:

Видео (кликните для воспроизведения).

кулачки валика-останова опираются на ступеньку колена лест­ницы;

лестница прислонена к зданию (сооружению) и поддержива­ется за тетивы первого колена пожарным.

При работе на ручных лестницах со стволом, с ломом или другим инструментом пожарный должен закрепиться карабином за ступеньку лестницы. После работы лестница должна быть тща­тельно осмотрена и промазана (это уменьшает трение и облегча­ет скольжение шипов в пазах).

Ручные пожарные лестницы предназначены для подъема пожарных в верхние этажи зданий и работы внутри помещений. В пожарной охране России применяются три вида ручных пожарных лестниц: лестница штурмовая, лестница-палка и трехколенная выдвижная лестница.

Общие требования для изготовления ручных пожарных лестниц и их сертификационных испытаний обусловлены НПБ 171-98.

Лестница штурмовая — лестница ручная пожарная, конструктивно состоящая из двух параллельных тетив, жестко соединенных опорными ступеньками и оборудованная крюком для подвески на опорную поверхность (рис. 7.12).

Тетивы 1 и 1А лестницы соединены тринадцатью ступенями 2 и 5. Кроме того, они в пяти местах стянуты металлическими стяжками 3 и 6. На трех верхних ступенях закреплен крюк 7. Сечение крюка увеличивается по направлению к хвостовой части, что приближает его к телу равного сопротивления по изгибу.

Лестницы могут быть изготовленными из дерева или металла.

На внутренней стороне деревянных лестниц с обеих сторон ступеней проложены в пазах стальные канатики, закрепленные за верхнюю и нижнюю стяжки. Канатики предназначены для предотвращения несчастных случаев при изломе тетив.

На нижних концах тетив установлены башмаки, а на верхних — наконечники.

Металлические лестницы изготавливаются из алюминиевого сплава Д16Т. Масса лестниц не более 10 кг.

Лестницы штурмовые используются пожарными для подъема на этажи зданий через окна или балконы. Для обеспечения безопасной работы она применяется при работе на крутых скатах крыш.

Лестница-палка (рис.7.13) — лестница ручная складная, конструктивно состоящая из двух параллельных тетив, шарнирно соединенных опорными ступенями. Тетивы 1 и 2 лестницы соединены восемью ступенями 3. Концы ступеней имеют металлическую оковку и втулки, через которые проходят оси для поворота ступеней. Шарнирное соединение ступеней с тетивами позволяет их складывать, перемещая одну тетиву относительно другой.

Одни концы тетив имеют деревянные наделки 5. За них убирают другую тетиву при складывании лестницы. Наделки прикреплены к тетивам стяжками 6 и обтянуты наконечниками 7. Другие концы тетив скошены под углом 45» и защищены металлическими пластинами 8.

В сложенном состоянии лестница представляет собой палку с закругленными и окованными концами. Масса лестницы 10,5 кг.

Лестница-палка предназначена для работы в помещениях, подъема пожарных на первый этаж через оконные проемы горящих зданий и сооружений, а также для учебно-тренировочных занятий.

Трехколенная выдвижная лестница — лестница ручная пожарная, состоящая из трех параллельно связанных колен и оборудованная механическим устройством для перемещения их относительно друг друга в осевом направлении с целью регулирования ее длины.

Лестница (рис. 7.14) состоит из трех телескопически соединенных колен 6,7 и 8, механизма выдвигания и механизма останова. Каждое колено состоит из двух тетив, соединенных двенадцатью ступенями. Тетива нижнего колена 8 стянута внизу, посередине и наверху стяжками 3.

Колена соединены между собой стальными скобами 1. Нижние концы тетив нижнего колена имеют стальные башмаки 9, а верхние концы верхнего колена имеют стенные упоры 4. Среднее колено выдвигается цепью 2.

Механизм выдвигания работает следующим образом. Среднее колено 78 соединяется с низким коленом 8 цепью 2, огибающей ролики 5 и верхний блок нижнего колена. При перемещении цепи по часовой стрелке будет выдвигаться вверх 7. Верхнее » колено 6 тросом 11 через блок среднего колена 7 соединено с центром верхнего блока нижнего колена 8. При выдвигании среднего колена 7 будет перемещаться вверх и верхнее колено 6.

Читайте так же:  Типы лестниц н1 н2 н3

Для фиксирования выдвинутой лестницы на заданной высоте применяется механизм останова. Он установлен на тетиве второго колена на нижней его части. Механизм состоит из двух частей: направляющего угольника и упора, а также специального валика с двумя упорами и рычагом.

Для закрепления колен лестницы, выдвинутой на заданную высоту, надо отрывисто подтянуть цепь в обратном направлении, т.е. снизу вверх.

Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 1585;

Похожие статьи:

Содержание:

  1. Требования к эвакуационным лестницам
  2. Наружные и внутренние эвакуационные лестницы
  3. Материалы, применяемые для изготовления лестниц
  4. Классификация пожарных лестниц по видам

Пожарные ручные лестницы: предмет последнего шанса 52

При возникновении ситуаций, угрожающих жизни и здоровью граждане должны организованно покинуть здания – эвакуироваться в безопасное место, так гласят требования пожарной безопасности. В каждом многоэтажном доме предусмотрены планы эвакуации, специальные выходы, соответствующие государственным стандартам и требованиям. Эвакуационные пути,  пожарные лестницы, выходы категорически запрещается загромождать посторонними предметами.

Требования к эвакуационным лестницам

Конструктивные особенности пожарных лестниц не имеют принципиальных отличий от привычных для граждан металлических или железобетонных. В то же время, эти конструкции — обязательный элемент системы противопожарной безопасности многоэтажного здания. Поэтому эвакуационная (пожарная) лестница  должна отвечать соответствующим нормативам.

Требования регламентируют высоту перил, ступеней, ширину самой лестницы и проступи и другие характеристики. Ширина пожарной конструкции варьируется в зависимости от степени огнестойкости  сооружения, класса его пожароопасности.

Форма и классификация пролета

Требования запрещают:

  • винтовые лестницы;
  • криволинейные конструкции;
  • пролеты с забежными ступенями;
  • проступи с неодинаковой высотой и шириной в одной лестнице.

Уклон

Лестничный уклон рассчитывается из простой формулы. Высота пролета – H, длина пролета – L. Требования гласят: допустимый уклон пожарной лестницы равен соотношению H/L, которое должно быть 1:2.

Число, ширина и высота проступей

Проступи пожарной лестницы должны иметь не менее 25 сантиметров в ширину. Высота подступенка – не менее 22 сантиметров. Требования строго нормируют и количество ступеней. Допускается не менее трех и не более 16 ступенек в одном пролете – если конструкция включает больше одного марша. А для одномаршевых конструкций Требования допускают 18 подъемов.

Размеры площадки

Требования гласят, что ширина межэтажной площадки должна быть не меньше ширины пролета, который, в свою очередь, не должен быть уже габаритов выхода на лестничную клетку.

Лестничная клетка

Выход из эвакуационных путей должен вести сразу на улицу либо в специально выделенный коридор, отделенный от других помещений здания дверями.

Пожарные ручные лестницы: предмет последнего шанса 143

Наружные и внутренние эвакуационные лестницы

В зависимости от климатической зоны требования допускают наружное расположение пожарных лестниц. В регионах с холодными среднегодовыми температурами вынос эвакуационных пролетов наружу здания разрешен не выше второго этажа (кроме детских учреждений).

Наружные эвакуационные лестницы

Наружное стационарное эвакуационное приспособление должно пропускать грязь, песок,  глину, снег и другие осадки. Важно избежать образования наледи. Люди, которые в панике и спешке эвакуируются, забывают об осторожности на скользких ступенях.

В качестве ограждения для наружных лестниц могут использоваться стандартные перила – металлические трубы из черной либо нержавеющей стали. Все наружные эвакуационные лестницы должны быть покрыты антикоррозийным составом, регулярно подвергаться очистке от снега и льда.

Внутренние пожарные лестницы

Внутренние пожарные (эвакуационные) лестницы являются важной частью безопасности любого многоэтажного сооружения. Как правило, такие лестницы представляют собой металлические конструкции, покрытые огнеупорным составом (краской). Для изготовления стационарных эвакуационных пролетов может применяться не только металл, но и другие негорючие материалы, например, бетон.

При изготовлении элементов, установке внутренних эвакуационных лестниц должны соблюдаться нормы и требования противопожарной безопасности. Одно из них заключается в категорическом запрете на использование материалов, выделяющих вредные токсические вещества при горении. Требования пожарной безопасности полностью запрещают применение дерева.

Читайте так же:  Ступени из гранита для улицы − долговечность и аристократизм в одном решении

Материалы, применяемые для изготовления

Несущие балки выполняют из легких металлических профилей, а также стальных труб. Другие элементы конструкции (поручни, ступени) делают из просечно-вытяжного листа (ПВЛ), прессованного решетчатого настила (ПРН) и арматурных прутьев. Из арматурной стали выпускают самые экономичные варианты пожарных лестниц. Требования предписывают использовать для изготовления ступеней ПВЛ и ПРН.

Пожарные ручные лестницы: предмет последнего шанса 89

Пожарные ручные лестницы: предмет последнего шанса 54

Просечно-вытяжной лист (или просечка) – облегченный вариант стального проката. Масса ПВЛ на 80% легче цельного листа аналогичных размеров. Благодаря особой решетчатой структуре просечка обладает способностью к самоочищению от частиц почвы, различных сыпучих материалов, снега и влаги.  При эксплуатации ПВЛ не допускают обледенения. Все перечисленные особенности превращают просечку в наиболее подходящий материал для устройства настилов, площадок и ступеней пожарных маршей.

Прессованный решетчатый настил (или пресснастил) представляет собой решетчатую металлическую конструкцию. ПРН изготавливают из несущих полос, соединенных короткими связующими элементами, методом холодной запрессовки. Стальной пресснастил отличается от других видов настилов высокими нагрузочными характеристиками.

Примечание:

Промышленность выпускает ПРН с зубьями противоскольжения. Такая особенность повышает значение использования материала для изготовления противопожарных лестниц в районах со сложными климатическими условиями. Как и ПВЛ, ПРН также препятствует обледенению.

Пожарные ручные лестницы: предмет последнего шанса 82

Качество материала для настила ступеней – это важно!

Для изготовления внутренних металлических маршей используется рифленый лист, привлекательный внешний вид которого обеспечивают особые насечки. Практичным видом конструкционных материалов является бетон. При капитальном ремонте и строительстве применяются бетонные ступени и площадки.

Перила устанавливаются на стене либо на опорных стойках и обеспечивают безопасное перемещение по пожарной лестнице. В стандартном исполнении поручни соединяют с нижними и верхними опорными стойками – балясинами. Обычно они имеют круглую форму в поперечнике. Между балясинами остается пространство, которое заполняют вертикальными стойками, ручной ковкой или другими интерьерными элементами.

Классификация пожарных лестниц по видам

Среди различных видов стационарных эвакуационных устройств есть простые и более сложные в исполнении. Надежность каждого варианта зависит от используемых материалов, способов крепления и других параметров. Эстетичный вид играет не последнюю роль при выборе той либо иной пожарной лестницы.

Основные виды:

  1. Пожарная лестница, каркасом которой служат металлические косоуры.  Эти несущие элементы располагаются под ступенями. Надежный и практичный вариант.
  2. Стационарное эвакуационное устройство, состоящее из двух несущих металлических балок, к которым крепятся ступени.
  3. Лестница на тетивах — пожарное эвакуационное приспособление  с боковыми наклонными деталями для закрепления ступенек. Она более сложна в изготовлении.
  4. Пожарная бескаркасная конструкция на больцах. В качестве несущей основы выступает стена. Металлические ступени крепятся с одного края к стене, а с другого соединяются между собою болтами – больцами. Эстетически привлекательный, но сложный в изготовлении вид.
  5. Винтовая. В разных видах есть общее — спиральное расположение ступеней.  В конструкции эвакуационного приспособления центральная колонна и тетивы могут использоваться либо обходятся без них.
  6. Железобетонная. Устраивается, как металлическая, на косоурах.  Поверх них устанавливаются бетонные ступени.

При изготовлении, монтаже и ремонте пожарных пролетов необходимо учесть технические нормативы, условия эксплуатации в дальнейшем. Важны и другие требования к стационарным эвакуационным приспособлениям. Не допускаются повреждения свыше 70% от всей структуры внутренней пожарной лестницы. Наружные подлежат ремонту при наличии меньшего процента износа. В ряде случаев экономически оправдана полная замена, а не ремонт изделия.

Сегодня мы показываем вам маленький ролик о героине нашей статьи. А вы согласны, что некоторые эвакуационные конструкции из ажурной металлической арматуры, висящие снаружи, по-своему украшают здание? Они придают дому некий налет урбанизма, городского стиля. Вы наверняка видели в американских фильмах сюжеты с использованием таких наружных пролетов. Что вы думаете об этих специфических «украшениях» многоэтажек?

(0 голосов, среднее: 0 из 5)

Пожарные ручные лестницы: предмет последнего шанса 58

Рост городов ввысь заставил спасателей задуматься о том, как эвакуировать людей с верхних этажей. Запатентованное американцами в 1766 году изобретение перевернуло представление о спасательно-эвакуационных мероприятиях. Речь идет о спасательной лестнице, которая внесла весомый вклад в спасение жизней людей.

Над созданием спасательной лестницы трудились и в России. Так, в 1777 году в Императорскую академию наук и художеств в Санкт-Петербурге был подан на рассмотрение первый в мире проект механической лестницы. В ее конструкции был предусмотрен рычажной механизм, предназначенный для подъема площадки на высоту до 20 метров. Этот проект был одобрен, а спустя год за данное изобретение был награжден медалью Петр Дальгрен.

Читайте так же:  Ворота безопасности для детей своими руками

Российские разработки

Пожарные ручные лестницы: предмет последнего шанса 77

Первую серьезную модернизацию спасательная лестница пережила в 1809 году благодаря русскому механику-конструктору Кириллу Васильевичу Соболеву, который за изобретение трехколенного выдвижного механизма был представлен к медали «За полезное». Но уже спустя год англичанин Вильям Гесте, работающий в Петербурге, презентовал пятиколенную выдвижную лестницу, предназначенную на подъем до 17 метров.

Последующие изменения пожарной лестницы были вызваны необходимостью. Дело в том, что образцы, используемые во второй половине XIX века, отличались плохой маневренностью. Четырехколесные конструкции для конных повозок, выпускаемые Петербуржским пожарным депо, хоть и были надежны, но требовали модернизации. Так, к 1985 году механик Сергеев А.А. построил механическую лестницу, которая стала незаменимым помощником пожарных на ближайшие несколько десятилетий. Она же выступила прототипом для современных моделей пожарных лестниц.

Новый век: лестница «Магирус»

В ХХ столетии перед пожарными стал вопрос не столько в маневренности спасательной лестницы, сколько в ее быстрой и своевременной транспортировке на место пожара. Дело в том, что города начали быстро расстраиваться не только в ширину, но и в ввысь. А кроме этого, на дорогах все чаще начали появляться автомобили. Использовать конные повозки стало нецелесообразно, что послужило толчком к созданию первой спасательной машины с выдвижной лестницей. Ею в 1920 году стал грузовик «Берлие», к которому приспособили шасси для транспортировки лестницы «Магирус».

Данное московское изобретение показало отличные результаты, однако дефицит транспортных средств послужил препятствием для массового производства. И лишь спустя 12 лет, после заимствования опыта у немцев, Ленинградское пожарное бюро заказало на автомобильном заводе автомобиль с выдвижной лестницей и автонасосом. Эта новинка оправдала ожидаемый результат, что послужило полному отказу с 1934 года от конных повозок.

Лестницы на ЗИС-6

Пожарные ручные лестницы: предмет последнего шанса 50

Несмотря на удачный опыт, «накатанный» способ транспортировки пожарных лестниц был несовершенен – требовалось вести постоянную работу над созданием разных конструкций. Но в данный период истории на заводах этим никто заниматься не мог, поэтому и был создан научно-исследовательский институт противопожарной обороны. В 1930-е годы в стране имелось достаточное количество лестниц типа «Магирус» и «Метц», которые характеризовались с положительной стороны. Единственным их недостатком были устаревшее автомобили, которые требовалось заменить. Перед механиками стала непростая задача: пересадить немецкую металлическую лестницу на советскую машину. Единственным автомобилем, подходящим по параметрам, оказался ЗИС-6. В ленинградских авторемонтных мастерских хорошо поработали над переработкой автомобиля, и результат затмил все ожидания. Многоколенные автолестницы К-30 были приспособлены не только для эвакуации людей, но и для тушения огня. Они отлично фиксировались в любом положении и закрепляли ствол с рукавом.

Пожарные ручные лестницы: предмет последнего шанса 20

В предвоенные годы отечественной промышленности так и не удалось создать выдвижные лестницы, поэтому использовались немецкие «Метцы» и «Магирусы», установленные на ЗИС-6. Позже автомобили заменялись на АМ-23 и АМ-45, пока к середине 1960-х годов пожарные машины таких образцов вовсе не вывели из эксплуатации.

Сегодня уже нигде не встретить автолестницы довоенного периода, поскольку их стремительно заменили современные автовышки и пожарные лестницы. Нынешние модели могут подниматься на высоту до 60 метров, а коленчатые автоподъемники помогают тушить пожары на высоте до 112 метров. Переносные ручные пожарные лестницы, в свою очередь, и сегодня не потеряли актуальности: они входят в комплектацию пожарных машин, только вместо деревянных лестниц сегодня используют металлические, изготовленные из специального сплава – они легкие, но более устойчивые.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Римшин В. И., Греджев В. А. Правоведение. Основы законодательства в строительстве. Учебник; СПб. [и др.] : Питер — Москва, 2015. — 304 c.
Пожарные ручные лестницы: предмет последнего шанса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here