Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры

Сегодня предлагаем статью на тему: Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры с комментариями от наших мастеров. Мы постарались полностью осветить тему и подошли к вопросу со всех сторон. Надеемся, что статья будет полезна для вас. Все вопросы можно задать в комментариях после статьи.

Никакие тяготы и даже катастрофы не способны уничтожить в человеке стремление к прекрасному. Это доказал Арт-деко – последний из великолепных стилей, возникший в ответ на масштабную кровопролитную войну и глобальный экономический кризис.

Стиль арт-деко в интерьере

История стиля

Явившись после первой мировой, которая лишила человечество иллюзий, арт-деко стал манифестом против аскетизма и угрюмости военного времени. А также гимном новому веку – с его памятью о прежней роскоши и устремленностью к прогрессу и комфорту.
Стилю арт-деко удалось объять необъятное – и прошлое, и будущее! Очевидно, именно поэтому интерес к нему не меркнет до сих пор, хоть он давно зачислен в элегантный разряд «ретро».Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры 115

Название течения возникло летом 1925 года, когда в столице Франции имела успех экспозиция «Internationale des Аrts Dеcoratifs et Industriels Мodernes», где были представлены новейшие картины, киноленты, скульптуры и предметы быта.
Стиль, объединивший эти вещи, напоминал модерн с его переплетением утилитарности и художественной ценности, а также пафосную пышность неоклассицизма, однако, был вполне оригинален с элементами присущими новой эпохе.

Арт-деко в интерьере: концептуальные особенности

Сегодня этот интерьерный стиль можно читать, будто книгу. Изобилие светильников напомнит о том, как распространялось электричество. Строительство первых небоскребов нашло отражение в силуэтах перегородок и оформлении стен. Детали из металла и стекла расскажут об индустриализации. Абстрактные вкрапления и геометрические формы – о новациях в искусстве. Этнический орнамент (африканский мотив, египетская архаика, греческий меандр) поведают не только о том, что ХХ век – время путешествий, но также об открытии гробниц и других археологических сенсациях. Ну а вместе эти ноты и аккорды слагаются в изощренный, чарующий джаз, необычайно модный в ту эпоху.

Стиль арт-деко в интерьере спальной комнаты

Из чего же и как создается интерьер, похожий на те, в которых жили Грета Гарбо и Великий Гэтсби?

Материалы и фактура в стиле ар-деко

  • Дерево
  • Хромированная, нержавеющая сталь
  • Алюминий
  • Стекло
  • Натуральные шкуры и кожа
  • Гладкая плитка из камня/керамики
  • Дорогие ткани (велюр, атлас, шелк)

Арт-деко – эталон гламура, материалы, его создающие, должны переливаться и сиять, порождая ощущение шика и богемы. Поэтому в фаворе у стиля глянец, полировка и лак.

Формы и линии

  • Зигзаги и полосы
  • Солнечные лучи
  • Ступени
  • Трапеции
  • Рамки и контуры
  • Клавиши

Абрисы стиля изогнутые, геометрически-резкие и энергичные. Орнамент в виде зигзагов чаще всего используется для укладки паркета и керамической плитки. Имитация солнечных лучей украшает не только зеркала и часы, но также мебель и стены.
На использование ступенек дизайнеров вдохновил зиккурат – культовая башня ассирийцев и шумеров. С тех пор ступени, ярусы и подиумы – характерная черта арт-деко.
Многие предметы и детали в помещениях, устроенных в стиле 20-х годов, имеют также очертание трапеции: зеркала и спинки кресел, дверные ручки и другая фурнитура. Поверхности нередко обрамляют в контуры и рамки, что подчеркивает форму. Очень часто встречаются клавиши – контрастное чередование полос.

Ар-деко в интерьере: цвет и отделка

Любимая палитра стиля – гаммы серого, коричневого, кремового, оттенки металла, дерева и кожи. Яркие, насыщенные краски допустимы в виде фрагментов: это может быть бордовый, зеленый, красный или золотой. Использование трех и более цветов – особенность манеры арт-деко.

Арт-деко в интерьере гостиной

Ванную, а также кухню часто отделывают черно-белой плиткой, выкладывая зигзаги либо клавиши. Комнату оклеивают обоями с геометрическим тиснением.
Стены спальни обшивают деревянными панелями или же красят, используя все тот же геометрический узор.
Полы – фактурный, глянцевый паркет.

Ступенчатость отражают на потолке, подчеркивая ярусы подсветкой. Сделать же акцент на контуре, что очень типично для стиля, помогут бордюры на стыке потолка и стен.

Арт-деко в интерьере кухни

Дизайн кухни в стиле арт-деко 2019

Трапециевидные ниши, ступенчатые перегородки, инкрустированные геометрическими вставками двери и другие фрагменты убранства перенесут в эпоху 20-х, будто машина времени.

Мебель в стиле арт-деко

Диваны и кушетки со спинками в форме трапеций, кресла-бочонки желательны, конечно, из кожи. Впрочем, подойдет и тканевая драпировка, если она не выбивается из стиля: например, под «шкуру зебры».Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры 64

Особенность обстановки арт-деко – буфеты и тумбы. Но только не резные, в завитушках, а лаконичные и четкие. Впишутся в единую мозаику также стеклянные полки, шкафчики и столешницы, детали из блестящего металла, зеркальные поверхности.

Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры 108

Свет и декор

Атмосфера 20-х требует много светильников: трапециевидных, ступенчатых, в виде шаров и башенок. Умножат свет и зеркала: собственно, зеркало-солнце в рамке из лучей – визитная карточка стиля.

Уместны вазы – обычные, напольные, украшенные античным или иным узором, изображением солнца, геометрическими фигурами.

Окончательно воссоздать антураж начала ХХ века помогут постеры – с винтажной рекламой, небоскребами, девушками в стиле ретро.

Кстати о девушках: статуэтки – непременный атрибут арт-деко. Фигурки девушек на шаре, с веслом, с теннисной ракеткой прочно связаны с 20-ми годами, когда возобновился интерес к Олимпийским Играм и стал формироваться культ спортивного тела.

Дополнят интерьер картины или фото «географического» содержания: саванны, пустыни, пирамиды, виды Тадж-Махала и Запретного города.Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры 152

Пальмы в кадках и другие экзотические растения привнесут в жилище почитаемый когда-то дух авантюризма. А сувениры, привезенные из путешествий, курительные аксессуары, письменные приборы, граненные сосуды, антикварные шкатулки добавят эксклюзивные штрихи.

В отличие от арт-нуво, своего предтечи, арт-деко не приемлет витиеватый растительный орнамент и банальный принт «в цветочек»: об этом следует помнить, выбирая шторы и портьеры.

Интерьеры арт-деко обожают известные, публичные, не чуждые искусству люди. А также финансисты и политики, потому что в этот стиль прекрасно вписываются статусные вещи: изделия из серебра и крокодиловой кожи, меха и слоновой кости.

Арт-деко – как никакой иной дизайнерский прием подчеркивает творчество натуры и, вместе с тем, статус хозяина жилища.Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры 188

Хотите ощущать себя миллионером?
— Обустройте свой дом в жанре арт-деко!

Арт-деко в интерьере — фото

Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры 21

Мода на ар-деко возвращается снова и снова добрую сотню лет. Все дело в энергии – нарядная геометрия делает образ невероятно сильным.

Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры 182

Немного истории

Стиль арт деко (фр. art déco, досл. «декоративное искусство») появился в Париже в 1920-х годах, в период «ревущих двадцатых» – когда Запад восстанавливался от самой крупной на их памяти войны. Для многих стиль ар деко (арт-деко) в интерьере стал символом праздника и желанной свободы.

Читайте так же:  Как спускать коляску по лестнице: рекомендации по решению проблемы?

Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры 68

Кадр из фильма «Великий Гэтсби»

В то время активно развивались наука и промышленность: в моду вошли геометрические узоры с жесткими углами, зигзагообразные формы, строгая симметрия. Прибавьте к этому активное использование золота, стали, дорогих материалов – то есть всего, что намекало на богатство новых отраслей.  

Мотивы

Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры 18 

Стиль ар-деко (арт деко) – это блеск и сила из четких узоров и ярких красок. На этом празднике жизни встречались несколько повторяющихся мотивов:

Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры 89

Геометрические фигуры: трапеции, ромбы, квадраты, зигзагообразные узоры, ступенчатые формы. Хорошо зайдут смелые обои с геометрией – четкие линии на них мгновенно бросаются в глаза. Визитная карточка стиля – зеркала с сияющими лучами.

Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры 109

Элементы природы: листья, ветви, перья, стилизованные животные принты. В 1930-х годах путешествия стали популярны как никогда раньше, это отразилось на стиле: начался бум на африканское сафари, животные принты, экзотическую отделку жемчугом и черепашьими раковинами. 

Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры 172

Эклектика: в стиле представлены черты французской, египетской и средиземноморской культуры с геометрическими узорами и часто яркими цветами. На фото выше золотая колонна прекрасно уживается с классической бежевой, а лакированный стол – с цветочными мотивами.

Геометрическое освещение ар-деко

Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры 182 

Ар деко (арт-деко) любит освещение слоями – бра и торшеры разворачиваются одновременно вверх и вниз. В ходу также “индустриальные” светильники – полированные и блестящие, хромированные или латунные.

Мебель в стиле интерьера арт деко

Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры 200 

Стиль ар-деко в интерьере – это мебель из полированной и лакированной древесины и металла, предметы, окрашенные глянцевой краской. Мебель крупная, украшена зигзагами, полосками, шелковым текстилем. Предметы обтекаемые и сильные – большие буфеты, шкафы, кресла.

Цветовая гамма ар деко

Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры 17

Цвета в стиле ар-деко яркие и смелые, со множеством контрастов. Сочные и глубокие желтый, красный, зеленый, синий и розовый цвета хорошо сочетаются с хромом, серебристым и глянцевым черным цветами.

Если вам хочется что-то более мягкое – добавьте кремовые и бежевые оттенки. Эти цвета прекрасно контрастируют с лакированной древесиной и блестящей обивкой диванов и кресел.

Материалы

Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры 81

И снова зеркало с восходящими лучами. Ар-деко может быть в очень разных трактовках – в этой комнате господствует минимализм

Большинство материалов мы уже упоминали, но остановимся на них подробнее: для стиля характерно использование нержавеющей стали, зеркал, стекла, экзотических шкур зебры или акулы. Часто используются роскошные материалы: эбеновое дерево, мрамор, другие редкие виды деревьев, что делало некоторые предметы стиля ар-деко доступными только для богатых.

В современной интерпретации стиля обратите внимание на стеклянную мебель, блестящие ткани, металлические краски и зеркала. 

Полы в стиле ар-деко

Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры 44 

Абстракции на линолеуме или черно-белые плитки также типичны для стиля, как и лакированные полы. Идеально для пола подойдет полированный паркет. Обратите внимание на то, что в прошлом полы часто были покрыты большими коврами с геометрическими узорами.

Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры 116

На этом фото мы видим все те же правильные линии, выполненные на этот раз в черно-белом варианте. Комната выглядит очень свежо за счет больших окон и узоров на потолке

Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры 121

Арт деко в интерьере дома – решение для сильных и уверенных. Пожалуй, самый стильный способ использовать декор сегодня – включить в интерьер всего несколько элементов, оставив остальной дизайн нейтральным. Остались сомнения, подходит ли ар-деко лично для вас? Пройдите наш тест на подбор идеального стиля в интерьере.

Этот пост я написала почти 3 года назад для одного из сообществ, теперь же думаю на всякий случай сохранить его и здесь, тем более что тогда его прочитало не более 200 участников… при том, что это был один из моих любимых постов. Немного отредактировала его и предлагаю вашему вниманию.

В одном из нынешних журналов по архитектуре этот стиль назвали в описании новейших интерьеров «оригинальным и нерастиражированным стилем ар-деко». На самом деле стиль переживает уже не первое возрождение. Т.н. «последний роскошный стиль европейских столиц» снова в моде. В свое время он подарил людям иллюзию красивой и беззаботной жизни, наполненной прекрасными вещами. Возможно, поэтому интерес к ар-деко не утихает до сих пор. Конструктивизм архитектуры Ле Корбюзье, изысканная мебель Рульмана, красочные костюмы Поля Пуаре, элегантные аксессуары Картье и Бушерона, минимализм дизайна школы Баухауза, небоскребы Америки, обтекаемый, агрессивный дизайн машин, интереры «Титаника» – все это считают приметами одного стиля, именуемого эпохой ар-деко.

Но обо всем по порядку, начиная с истории появления этого стиля.

АР-ДЕКО И АР-НУВО

Стили ар нуво и ар-деко часто путают. Изящная чувственность стиля ар нуво царила в искусстве 20 лет, начиная с 1890-х гг. до 1-й мировой войны 1914 г., а стиль ар-деко датируется 1914 — 1938 годами. Ар нуво черпал свои формы в живой природе, вдохновляясь капризными силуэтами и контурами растений, цветов, насекомых, птиц.

Война вытеснила эту чувственность. В искусстве стали использоваться новые технологии и новые материалы, мягкая линеарность уступила место стремительной геометрии. Стиль ар-деко не всегда было принято обозначать как самостоятельный. Его истоки естественным образом трансформировались из стиля ар нуво. Стиль отчасти продолжил традиции ар нуво, вместе с тем на него оказали влияние кубизм, народное американское искусство и дизайн бурно развивавшегося в то время машино- и самолетостроения.

Законы построения жилого пространства в ар-деко следуют тем же принципам, что и обстановка дома в стиле модерн. Его особенностью было и остается наличие композиционного центра интерьера. Как правило, эту роль выполняли гостиная и рабочий кабинет, позволявшие задействовать множество предметов и аксессуаров, на первый взгляд не обладающих особой функциональной значимостью. С одной стороны, ар-деко «ратовал» за очищение от декоративности «растительного» модерна, с другой – конкурировал с эстетикой целесообразности и строгих утилитарных форм.

Для ар-деко, как и для стиля модерн в целом, характерны сложные переходы с этажа на этаж и винтовые лестницы, наличие нескольких уровней в одном и том же помещении и обнаруживаемые внезапно потайные комнаты, замысловатой формы оконные переплеты и обязательно изломанная крыша. Что уж говорить про зимний сад в доме, который считался едва ли не обязательным элементом, или просторную застекленную террасу?

Читайте так же:  Перила из дерева своими руками

НОВЫЙ СТИЛЬ

Ар-деко, варианты: ар деко, арт деко, арт-деко (фр. art déco букв. «декоративное искусство», название происходит от Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes — «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств (Париж, 1925 г., где демонстрировались последние достижения архитектуры и прикладного искусства) — течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи.

Термин «ар-деко» возник спустя 30 лет после того, как сам этот стиль захватил Европу и Америку. До шестидесятых об ар-деко во Франции говорится как о «ретро», в Америке оно определяется как «джаз модерн» или «стримлайн модерн». В свое время он назывался — современный стиль, «обтекаемый модерн», шведский, голландский, итальянский, чешский, английский, позднее «стиль Риц». Через несколько лет популярность Ар-деко дошла до Голливуда и появился «стиль звезд», так произошло всемирное признание стиля. Считается, что термин «ар-деко» придумала Hilary Gelson, написавшая для The Times статью, озаглавленную «Ар-деко» и вышедшую в свет 2 ноября 1966 года.

Представлял собой синтез модерна и неоклассицизма. Данное направление пришло на смену конструктивизму. В Европе ар-деко становится популярным вместе с ростом послевоенного строительства, охватывает целые кварталы, где живут состоятельные люди. Стиль возник и развивался в трудные годы «потерянного поколения» между двумя мировыми войнами: времени духовной растерянности, пустоты первых послевоенных лет, предчувствия ужасов 2-й мировой войны, разочарования в современной цивилизации и утраты эстетических идеалов (вспомним произведения Э. Хэмингуэя, У. Фолкнера, Э. М. Ремарка). Альтернативой этим настроениям и стал новый стиль, призванный создавать иллюзию благополучия и «роскошной жизни». Это был последний «шикарный стиль» европейских столиц, сознательно ориентированный в прошлое.

В то же время после 1-й мировой войны подъем индустрии, развитие науки и техники изменили темп жизни, ее стиль, материальное окружение и в целом мироощущение человека. Немыслимая до этого скорость машин, поездов, строительство мощных заводов, появление самолетов, радиоприемников, кинематографа – все это не могло не действовать на сознание художника, рождало новую эстетику промышленного века. Эти годы отмечены необычайной творческой активностью, смелыми новаторскими проектами в области дизайна, поисками новой художественной формы. Отсюда и противоречивые сочетания прогрессивных и классических форм в рамках одного стиля. Некоторые исследователи считают ар-деко вариантом или ранней формой модернизма.

В Италии и Германии элементы стиля ар-деко, соединяясь с формами неоклассицизма, переросли в архитектуру «нового ампира» — стиля третьего Рейха. Ар-деко оказал влияние на художников французского стекольного завода Баккара и английской керамической мастерской Даултон. В России ар-деко проявил себя в работах скульпторов Н. Данько, И. Ефимова, В. Мухиной. «Советский ар-деко» представляли произведения из фарфора, металла, стекла с необычной для того времени обобщенностью и геометризацией формы, а также пышная декоративность набивных ситцевых тканей. В более поздних формах стиль сближается с геометрическим конструктивизмом. Правда в СССР это не стало течением в архитектуре, но все же некоторые образцы позднего ар-деко имеются — многие станции метро в Москве и Санкт-Петербурге выполнены именно в нем.

Стиль проявился в архитектуре коммерческих зданий, мест развлечений и отдыха, например, кинотеатрах и универмагах. Затем он стремительно распространился за море в столицы колоний, а также США. Ар-деко незаметно исчез после подъема массового производства, когда к нему стали относится как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения 2-й мировой войны.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ

Ар-деко объединил настолько разные явления в искусстве межвоенных лет, что не всегда просто свести их воедино. Потому в среде искусствоведов этот термин окончательно утвердился только в последней четверти ХХ в. Это единственный из стилей, у которого нет четких границ, его создатели черпали свое вдохновение из разных источников. Поль Ириб и Жак-Эмиль Рульманн по-новому увидели стиль Людовика XVI, Жюль Леле «приспосабливал» под европейские вкусы искусство Востока, а для Андре Гру моделью служила мебель эпохи Реставрации. Корбюзье написал об ар-деко: «Его создатели строят шикарный дворец, чтобы показать, как цветочный бутон, украшавший некогда ручку зонтика, красуется теперь на спинке кресла». Стиль представлял широкий диапазон всех возможных форм ретро и был открыт для индивидуальных решений. Здесь можно встретить элементы ампира, этнические африканские и египетские мотивы, соединение находок живописцев-постимпрессионистов, экспрессионистов, сюрреалистов с формами восточного, японского, китайского искусства. Стиль ориентирован на индивидуальное, отрицающее все поточное и соединяющее несоединимое.

Ар-деко вобрал в себя излюбленные темы и мотивы ар нуво: извилистые линии, формы морской волны, раковины, драконов и павлинов, а также лебединые шеи, изображение фантастических существ, стрекоз и бабочек. Вместе с тем не исключалось использование геометрических форм: прямых углов и линий, окружностей и широких плоскостей «чистого» цвета.

Отличительные черты — строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие, современные материалы. Для стиля характерно использование натуральных материалов. Мебель обтекаемых силуэтов изготовлена из пальмового дерева проко, эбена, палисандра и многослойной фанеры. Для отделки используются бамбук, слоновая кость, перламутр, кокос. Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь, серебро, эмаль, инкрустации по дереву, экзотические виды кожи – ящерицы, акулы, ската, крокодила и зебры. Декору была отдана почти автономная роль. Декор был крайне персонализированным (у каждой вещи — свое лицо) и насыщенным, что часто создавало «перенаселенность» предметов в замкнутом пространстве.

Мебель украшалась орнаментом из треугольников, прямых линий, зигзагов, декоративными элементами в виде солнц. Один из самых популярных узоров — египетский полукруг, символизирующий восходящее солнце. Подлокотники кресел составляют единую изогнутую линию с передними ножками, декорируются вставками из меди и бронзы. Кровати украшаются египетскими орнаментами (мотив солнца), вместо столбиков изголовья – статуэтки богов. Каждая вещь созданная в этом стиле превращается в произведение искусства.

Для ар-деко «роскошь» — это не только дорогие материалы, но и визуальное богатство: яркие, насыщенные цвета. Как правило, используется более чем 3 цвета, и это выглядит целостно и неожиданно красиво. На фоне шахматного контраста черного и белого — горящие вкрапления красного и золотого, хромированные предметы интерьера.

Интерьеры ар-деко выглядят не как композиция, а как подборка отдельных предметов, «стильных вещей». Особое место в интерьере занимают мелкие предметы. Скульптуры кабинетного формата, изысканные статуэтки героев античности, танцовщиков, спортсменов. Создаются различные эстетические модели из функциональных бытовых вещей: ваз, часов, светильников, мебели, тканей, изделий из бронзы, стекла, керамики. Не случайно, многие из таких интерьеров назывались «павильон коллекционера», «ателье художника».

Читайте так же:  Калькулятор расчета лестницы с забежными ступенями

В отличие от классической линии модерна, для которой был характерен главным образом флористический декор, ар-деко тяготел к линейным геометрическим формам, которые максимально соответствовали новой эстетике архитектуры и промышленных технологий того времени. С одной стороны, ар-деко «ратовал» за очищение интерьера от декоративности «растительного» модерна, с другой – открыто конкурировал с конструктивизмом, с его эстетикой целесообразности и строгих утилитарных форм.

Для этого стиля традиционными считаются изображения окружностей и других геометрических фигур. Поэтому для напольного покрытия стал идеальным геометрический орнамент из прямых линий с мотивами треугольника и круга.

ФРАНЦИЯ

В 1925 г. в Париже состоялась Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств, после нее термин ар-деко стал общеупотребительным. Одними из первых фактуру древесины подчеркнули при помощи перламутра и слоновой кости отец и сын Жайо, чьи предметы были представлены в пяти павильонах Парижской выставки. Тенденция ввода новых материалов — металла и пластмассы — наблюдается в работах семьи уже после 1925 г.

Во Франции проектировщики мебели в большинстве продолжали следовать традициям создания декоративных предметов, используя технику маркетри и другие виды инкрустации из экзотических пород дерева. Если ар нуво был последним проявлением декаданса, то ар-деко говорил о новых временах. В геометрических формах и стремительных линиях он отражал (в основном в изделиях массового производства) прогресс в развитии новых технологий. Традиционные материалы — дерево, стекло, глина — заменялись новыми: прокатным металлом, стальными трубками, зеркальным стеклом, бетоном, клееной фанерой, полудрагоценными камнями. Вершиной ар-деко в дизайне мебели явилось творчество Жака Эмиля Рульмана, в работах которого самые изысканные материалы сочетались с первоклассным мастерством. Функционализм и рационализм в мебели предвоенного периода оставались ведущими направлениями в Европе. Стиль характерен для интерьеров Деламара, архитектурно-дизайнерских разработок Малле-Стевенса, ювелирных изделий фирмы «Картье».

В 20–30-х годах Париж был центром мира керамического искусства. Французскую керамику отличало высокое качество изделий, большая декоративность, стилизованный рисунок. Произведения отдельных мастеров, студий, продукция фабрик внешне вылились в ослепительный поток керамических изделий всех мыслимых цветов, текстур, форм и стилей. При этом обращает на себя внимание большое количество анималистической пластики и декора в керамике этого периода. Многие мастера вдохновлялись мощью, объемными диспропорциями архаического искусства. Анималистическая тема предполагала воплощение в материале различных состояний: стремительного движения, мерного шествия или покоя. Недаром очень популярны в эпоху ар-деко скульптуры львов, бизонов, медведей, пантер. В то же время создаются удивительно изысканные, лиричные образы оленей, ланей, птиц.

Эталоном ар-деко в 1920-е годы были интерьеры первоклассных отелей, дорогих ресторанов и прочих респектабельных общественных мест, в т.ч. дорогой парижский отель Ritz (www.ritzparis.com) на Вандомской площади, отчего стиль именовали еще и «стилем Риц». Это о нем Хемингуэй говорил, что когда представлял себе сцены райской жизни, они всегда происходили именно в этом отеле. В книге «Праздник всегда с тобой» он писал: «Я забираюсь в одну из тех огромных кроватей, которые можно найти в Рице, и голова моя покоится на подушках размером с Цеппелин».

Видео (кликните для воспроизведения).

Привожу несколько интерьеров отеля, правда, насколько он сохранил свою идентичность после

реставрации Мохаммеда Аль-Файеда

(ссылка больше не работает), не могу сказать… Нашла только один старый вид отеля:

Остальное все новое:

Еще несколько интерьеров «Ритца» в виде кликабельных превью:

И просто старая фотография отеля, а также вид на президентский люкс — один из самых дорогих номеров в мире:

Рене Лалик (1860-1945 гг.), один из центральных мастеров 20-30-х годов по стеклу и ювелирным изделиям, получил признание уже на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. К 1925 г. его творчество эволюционировало от причудливых изящных форм к более простым геометрическим, с референцией на индейские орнаменты. Его украшения в форме павлинов, морских коньков, стрекоз и мышей, выполнялись из камней со стеклом, эмали и даже пластика. Отдельные произведения были выполнены в десяти цветах и украшены эмалью.

АРХИТЕКТУРА

Мы видим смелое применение зигзагообразных и ступенчатых форм, широких и энергичных кривых линий (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно.

Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио Мьюзик Холла (Radio City Music Hall) и шпиля небоскреба Крайслер билдинг.

В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, появление и массовое производство которых совпало по времени с расцветом ар-деко, таких как «Иль де Франс» (Ile de France) и «Нормандия» (Normandie). Даже на декоративных плитках того времени изображались лайнеры:

Нельзя говорить об ар-деко в проектировании как о стиле в полном смысле слова, однако легко заметить, что архитектура 1920-30-х гг. использует достаточно характерный для этой манеры набор приемов: тонкая линия, ведущая свой род от модерна, но более жестко и схематично очерчивающая растительные формы, придающая им угловатость. Здания простых и строгих очертаний, оштукатуренные и покрашенные в светлые цвета, украшались фризами, полосами, изобразительными вставками, выполненными из цемента или песчаника и образующими ритмические композиции.

США

На американцев выставка в Париже 1925 г. произвела сильнейшее впечатление, и владельцы крупных универсальных магазинов «Мейсиз» и «Лорд и Тейлор» решили стимулировать спрос на современную мебель с помощью публичных экспозиций. Их шоу имели в США большой успех и спровоцировали в стране, и в первую очередь в Голливуде, моду на интерпретацию модерна в духе ар-деко. Так родился знаменитый «стиль звезд» 1930-40-х гг. Шуточный рисунок на тему:

Стиль получил в США необыкновенный расцвет из-за качества и количества созданных произведений и того неповторимого отпечатка, который они наложили на городской пейзаж (только в одном Манхэттене насчитывается около 150 небоскребов, возведенных в течение одного десятилетия).

Ар-деко обрел за океаном иное лицо, обратившись к местной архитектурной традиции, от самых архаических ее образов до Чикагской школы, и стал символическим выражением эмансипации от Европы и высокого уровня технологического прогресса Нового мира.

Сразу после посещения парижской выставки несколько ведущих членов Лиги архитекторов Нью-Йорка подписали документ о необходимости архитектуры, точно соответствующей требованиям их страны, но обращающейся к европейскому опыту в поисках технических и стилистических решений. Особенно характерен для ар-деко Крайслер Билдинг, построенный между 1928 и 1930 г. архитектором Уильямом ван Аленом как американский вариант Эйфелевой башни: его очертания стройны и динамичны, высокое и компактное основание постепенно уменьшается и тянется вверх, заканчиваясь башней с шестью полукруглыми ярусами и стальной иглой над ними. Это была передовая с точки зрения технологии конструкция, которая в то же время не отказывается от изысканно-элегантной декоративности.

Читайте так же:  Чертеж лестницы с забежными ступенями

Использование причудливых орнаментальных, металлических решеток, разнообразного декора из облицовочной керамической плитки отличают Шанин Билдинг, созданный Дж. Слоуном и М.Т. Робертсоном в 1929 г. Гостиница «Уолдорф Астория», по проекту Л. Шультце и Дж. Уивера, представляет собой современный вариант храма с большими куполами и является одним из самых выдающихся произведений ар-деко в США. Высочайшее здание Нью-Йорка Эмпайр Стейт Билдинг также построено в этом стиле:

Стилевым направлением, которое развивалось параллельно и близко примыкало к ар-деко, был Streamline Moderne (название от англ. «streamline» — «линия обтекания», термина из области аэродинамики, характеризующего такие внешние формы машин и механизмов, которые обеспечивают им наилучшую функциональность и скорость при движении или полете).

Это влияние промышленных штамповочных и аэродинамических технологий, произрастающих из массового производства. Потому в произведениях этого стиля заметны очертания самолетов или револьверных пуль — предметов, для которых важны линии обтекания.

Когда дизайн первого автомобиля фирмы Крайслер, пущенного в массовую продажу «Chrysler Air-Flo» в 1933 г. оказался популярным, формы, использующие «линии обтекания» стали использоваться даже для таких предметов, как точилки карандашей или холодильники.

Самая популярная мебель стала выглядеть как обтекаемый автомобиль. Эффект обычно достигался довольно простыми средствами: массивные прямоугольные формы покрывались светлым шпоном красного дерева и бежевым лаком. Плавные силуэты создавались с помощью гнутой фанеры. Ручки делали из бронзы или заменяли их углублениями для пальцев. Популярным было сочетание черного и светлого лака.

Именно такую мебель выбирал Голливуд для съемок интерьеров высшего общества. Такая мебель находилась на печально известном Титанике, подборку интерьеров которого предлагаю здесь:

Интерьеры «Титаника» из фильма

А это настоящая мебель с «Титаника» в наши дни, снятая с борта перед тем трагическим рейсом:

В фильмах того времени видны представительные американские интерьеры 30-х гг. Это рациональный, тяготеющий к графичности так называемый стиль «чикагского кабинета»: мебель и панели из красного дерева с черными лаковыми вставками, солидная кожаная мебель, художественная роспись на тему городских пейзажей Нью-Йорка. Эти интерьеры можно видеть, например и в более позднем сериале о сыщике Ниро Вульфе, который жил как раз в эпоху ар-деко. Обратите внимание на характерную для ар-деко ступенчатость углов стола:

Светильники:

Обивка кресла с рисунком:

Светильник, драпировка занавеси:

Нарочито изломанный рисунок сводов:

Еще пара интерьеров из фильма:

Рисунок галстука Арчи, который, как известно, следил за модой. 🙂

К началу 2-й мировой войны ар-деко в чистом виде сохранился только в Америке, где большинство интерьеров оформлялось в этом стиле.

Кстати, в фильме о Ниро Вульфе также виден отход в сторону от ар-деко:

БАУХАУЗ

Хотя ар-деко был прямым наследником модерна, не забывал он и о классицизме, присматривался к примитивному этническому искусству, учитывал открытия промышленного дизайна. В ар-деко можно выделить два основных направления. Традиционное, для которого важна была красота линий и выразительность дорогих и экзотических материалов с инкрустацией. Модернисты, как представители другого направления ар-деко, применяли достижения индустриальной эры: например, мебель из стальных трубок, что производила фурор — стильно и недорого! Девиз модернистов – «прекрасное в полезном», причем это прекрасное должно быть доступным. Благодаря им в поздних формах стиль сблизился с геометрическим конструктивизмом. Считается, что проектировщики ар-деко — наследники венской архитектурной школы — оказали влияние на формирование программы немецкого Баухауза.

«Стиль звезд» научил человечество ценить эклектику. Ар-деко смешал взятые у модерна цветы с одолженной у конструктивизма геометрией, добавил к ним свою собственную страсть к экзотическим материалам и архаичным культурам и получил формулу роскоши, не потерявшую актуальность до сих пор.

СТИЛЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА

Взрывы популярности ар-деко спустя полвека (после мебельного аукциона в Париже в ноябре 1972 года, когда цены на предметы этого стиля неожиданно взлетели вверх) и с 1990-х годов, скорее всего, обусловлены усталостью человека от индустриальной неволи, сухих линий минимализма, оставляющих мало пространства для воображения, в то время как ар-деко наиболее ярко демонстрирует соединение искусства, роскоши и технологии.

Привлекательность Ар-деко прежде всего в его эмоционально-образном психологическом содержании. Этот стиль дает возможность человеку эмоционально отгородиться от всепроникающей индустриализации и, несмотря на тотальность научно-технического прогресса, создавать красивый и уютный частный интерьер. Популярность Ар-деко в начале прошлого века вызвана подавляющим воздействием машинного производства, в наши дни растущей глобализации и информатизации этот стиль привлекает своей способностью помочь человеку защититься от шквала прогресса и суеты проблем, особенно в больших городах.

В период нового противоречивого искусства появилась потребность в спокойном и понятном. Как и в прошлом веке, сегодня Ар-деко доступен не каждому. Этот стиль и сейчас позиционируется как стиль, который предпочитают состоятельные люди. Хотя новые технологии производства делают его доступным все большим слоям населения.

Стиль ар-деко вернулся в Европу в 1990-е и стал весьма популярен. Прогресс в развитии новых технологий открыл эру массового производства мебели. Наряду с оформлением частных домов растет число проектов интерьеров отелей, банков. Традиционные материалы в архитектуре и интерьерах заменялись новыми: прокатным металлом, стальными трубками, зеркальным стеклом, бетоном, клееной фанерой, полудрагоценными камнями.

Сейчас этот стиль переживает очередной взрыв своей популярности, вновь обратив на себя внимание дизайнеров и модельеров. Их привлек авангардистский взгляд на роскошь: простота линий, качество материалов, идеальные пропорции, смелые контрасты и яркие цвета этого стиля. Ориентируясь на ар-деко, создаются интерьеры отелей и ресторанов, бутиков, квартир, вновь вошли в моду «ателье художника», «павильон коллекционера». Ар-деко возрождается не только в оформлении интерьеров, но и в ювелирных украшениях, одежде, рекламной графике.

О том, что такое стиль ар-деко в наши дни, с помощью каких приемов и материалов достигаются его эффекты, надо рассказывать отдельно…

ССЫЛКИ

При подготовке материала использовались следующие источники:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80-%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%BEhttp://www.neopoliscasa.ru/news.phtml?item_id=10482http://www.trianon.ru/history/id/268/http://text.uuu.ru/antik/Style/20040512172453Style.htmlhttp://www.masterovoi.ru/art_40.shtmlhttp://www.kultura-portal.ru/tree_new/antique/article.jsp?number=484&rubric_id=306&pub_id=469553http://www.dom.999.by/index.php?id=5&id2=232&id3=3472&ses999=ce917c6f1c12a4613d033ebd3386a3b5http://www.zagorod.spb.ru/articles/1666/http://vitavet.ru/forum/index.php?showtopic=522&mode=threadedhttp://www.sovinterior.ru/stat1.php?n=76&t=24http://www.2282234.ru/news126.htmlhttp://www.countries.ru/library/twenty/mat.htmhttp://www.mnogomebel.ru/articles/detskaja-eto-serezno-20/ar-deko-stil-pokorivshij-mir?&forum_ext=1http://cih.ru/ae/ae87.htmlhttp://www.antiq.info/glass/6628.htmlhttp://www.azastro.ru/designproject/styles/ardeko/http://www.salon.ru/article.plx?id=4004&path=dicthttp://www.primedesign.ru/links/furn_access/building_articles/650/http://titanic.pottsoft.com/home/titanic/film_interiors.htmlhttp://www.titanic-titanic.com/titanic_first_class_interiors.shtmlhttp://www.euronet.nl/users/keesree/palace.htm

Это направление называют золотой серединой между шиком и функциональностью. Проекты в стиле арт деко воплощают лучшее из модерна, неоклассицизма и конструктивизма.

Содержание:

  • От небоскребов к частному строительству
  • Характеристика архитектурного арт-деко
  • Интерьерные акценты
  • Современные проекты домов в стиле арт-деко
Читайте так же:  Плитка для порога на улице

Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры 148

От небоскребов к частному строительству

Французский термин art deco означает «декоративное искусство». Течение сформировалось в Европе 1920-х годов как ответ на бедствия Первой мировой войны и проявилось в архитектуре, скульптуре, дизайне интерьера, мебели, одежде, живописи.

Но заметнее всего стилистика арт-деко заявила о себе в общественном масштабе: лучшие рестораны, дорогие отели, многоэтажные круизные лайнеры поражали современников великолепным внешним обликом и богатым внутренним убранством.

Свою роль в продвижении сыграли археологические открытия древних памятников Египта и Америки, давшие множество новых орнаментов и предметов декора. Первые здания эпохи ар деко сочетают обтекаемость, свойственную модерну, и симметрию неоклассики, утонченную красоту и буржуазный блеск.

Арт-деко – жизнеукрашающий стиль, призванный удовлетворить человеческое тщеславие эффектной демонстрацией вложенных средств.

[1]

Стиль объединил стремление дизайнеров, архитекторов, художников создать иллюзию «роскошной жизни» и благополучия во времена духовной растерянности, пустоты первых послевоенных лет.

В ход шли находки экспрессионистов, живописцев-постимпрессионистов, элементы Ампира, архаика египетского искусства, находки русских декораторов балетных сезонов в Париже, сюрреалистов с их идеями воплощения восточного и примитивного африканского искусства.

Соединив традиции прошлого и современные достижения науки, стиль арт-деко стал «последним из художественных стилей», который подобно эклектике и фьюжн связал между собой, порой, несоединимое.

Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры 177

В США главным символом стиля стали небоскребы. В числе самых узнаваемых – Крайслер-билдинг в Нью-Йорке (работа архитектора Уильяма ван Аллена, 1930 год). Среди особенностей: 38-метровый стальной шпиль, семисводная крыша, фасадные скульптуры в виде эмблемы автогиганта, горгульи-орлы по периметру и треугольные окна наподобие расходящихся солнечных лучей.

Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры 182


Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры 75

В Нью-Йорке есть еще яркие представители архитектруы арт-деко – знаменитые небоскрёбы Empire State Building, General Electric Building и American Radiator Building.

Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры 106


Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры 149
Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры 181

В Советском Союзе архитектурные проекты арт-деко в чистом виде не получили особого распространения, ассоциируясь с капиталистическими излишествами. Но стиль сильно повлиял на сталинскую архитектуру. В этом ключе выполнены, к примеру, станции метрополитена в Москве: «Маяковская» (проект Алексея Душкина) и «Аэропорт» (работа Бориса Виленского и Всеволода Ершова).

Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры 112


Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры 1
Закат направления пришелся на Вторую мировую войну, а возрождение – на 1980-е годы, когда к стилю обратился графический дизайн.

Возникнув изначально как декоративное искусство, art deco полноценно вошел в частную архитектуру и интерьерное пространство. Сегодня в домах арт деко органично соединяются элементы ар нуво, кубизма, неоклассики, египетские и африканские сюжеты.

Характеристика архитектурного арт-деко

Конструкции
В основе – простые геометрические объемы с подчеркнутыми вертикалями и горизонталями. Огромные квадратные или округлые балясины, колонны квадратного, прямоугольного, двутаврового сечения. Формы ступенчатые.

Материалы

Для строительства и оформления дома в современном стиле ар деко используют прокатный металл, бетон, зеркальные стекла, стальные трубки, полудрагоценные камни, алюминий, бронзу, мрамор. Предпочтительны натуральные материалы, техника инкрустации.

Линии и мотивы

Поскольку стиль развился из модерна, два этих направления роднит любовь к декоративности. Но в отличие от ар нуво, где доминировали плавные силуэты и растительные орнаменты, дизайн особняка в арт-деко предпочитает ломаные линии, геометрические и анималистические мотивы. Активно используются зигзаги, окружности, треугольники.

Фасадный декор

Картуши (украшение в виде щита или свитка), шевроны (объемные полосы под углом друг к другу), горельефы, русты, мотивы солнечных лучей, фантастические драконы.

Основные элементы

Арт деко как стилю частной архитектуры свойственны остекленные террасы. Внутренняя планировка может включать сложные переходы между этажами, разноуровневую композицию в рамках одного помещения.

Цветовая гамма

В противовес пастельной палитре модерна загородные дома в стиле арт деко выделяются контрастными сочетаниями, которые подчеркивают геометричность пространственных решений. Фоновый цвет стен, как правило, нейтральный светлый.

Окна и двери

Характерны простые прямоугольные окна с большой площадью остекления. В качестве декора – решетки с флористическим или животным орнаментом. Двери в проектах жилых зданий арт-деко тоже простые по форме, металлические или деревянные, украшены геометрическими рисунками, хромированными вставками, дизайн дверных ручек поддерживает идею ломаных линий.

Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры 102


Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры 7
Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры 133

Интерьерные акценты

Загородный коттедж в духе арт деко – пример тесного союза эффектного экстерьера и не менее впечатляющего внутреннего оформления.

  • В отделке и декоре на равных чувствуют себя экзотические материалы: слоновая кость, эбеновое дерево, шкуры африканских животных и рептилий – и современные урбанистические решения: сталь, алюминий, хром, бетон, стекло.
  • Заказывая у нас проект дома в стиле ар деко под ключ, вы получите интерьер, насыщенный египетскими, индейскими, восточными орнаментами в сочетании с произведениями современного искусства.
  • Цветовые решения строятся на контрасте. Основа либо максимально темная, либо светлая – на таком фоне легко выделяются колористические и фактурные акценты. Популярный мотив – черно-белый рисунок, напоминающий клавиши фортепиано.
  • Как и в экстерьере, в дизайне особняка с обстановкой арт деко присутствуют зигзагообразные, ступенчатые объемы, подчеркнутый геометризм.

Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры 87

Современные проекты домов в стиле арт-деко

Архитектура этого направления отличается элегантностью и цельностью образов. Коттеджи art deco имеют характерные признаки:

  • Простые и строгие очертания.
  • Стены оштукатурены и покрашены в светлые тона.
  • Фасадный декор – фризы, рельефные вставки  с геометрическим или растительным орнаментом из песчаника или цемента.
  • Рисунок решетки террасных ограждений или забора по периметру участка повторяет фасадное оформление.
  • Большие площади остекления: окна в пол, панорамные, второй свет.

Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры 159


Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры 30

✽ ✽ ✽

Заказать архитектурное проектирование и строительство дома в стиле арт-деко вы можете в проектном бюро «ТопДом».

Посмотрите разработанные или уже реализованные дома в стиле арт-деко – 2-х, 3-этажные строения с мансардой, гаражами, бассейном. В реализуемых для вас домах мы объединяем желаемый вами уровень комфорта с эстетикой выбранного архитектурного направления.

В портфолио более 180 индивидуальных проектов и реализованных загородных домов.

Комментировать статью

Читать другие статьи раздела

Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Скориков, Ю.А. Севастопольская крепость / Ю.А. Скориков. — М.: СПб: Стройиздат, 1997. — 320 c.
Лестница в стиле ар-деко: цвета материалы и фактуры
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here